История школы

История МБОУ "Горскинская ООШ"

Село Горскино одно из старейших сел Кемеровской области, имеет много ярких и трагичных страниц за свою историю. Основанное в 1727 году, среди отрогов Салаирского кряжа, поселение разрасталось и обустраивалось, не смотря на отдаленность от крупных административных и промышленных центров. Людей связавших свою жизнь с сибирским краем всегда отличал особый сибирский характер, основанный, прежде всего на самостоятельности, ответственности и надежде только на собственные силы. Не исключением были и наши земляки, которые как могли, обустраивали свою жизнь, не ожидая распоряжений от властей.

В период с 1923 по 1925 годы в Горскино была построена первая в Сибири сельская электростанция, которая обеспечивала электричеством все село, а также окрестные деревни. Строительство электростанции осуществлялось по инициативе жителей села, на их средства и их силами. Для того времени это был грандиозный проект реализация, которого была возможна при четкой организации труда и искренней заинтересованности жителей села в изменении условии собственной жизни.

Следующим шагом жителей села, воодушевленных результатами строительства электростанции, было строительство клуба и школы.

Первая школа в селе Горскино была открыта в 1926 году в период массовой ликвидации безграмотности, проводимой советский властью по всей стране. Кроме детей в школе занимались и взрослые, занятия с которыми вел Лапштаев Григорий Петрович. С 1924 по 1930 гг. школа функционировала как начальная.

Здание школы не вмещало всех желающих учиться, в это время в селе насчитывалось более 450 хозяйств, проживало 1959 жителей, было много молодежи, детей школьного возраста. По данным Кузнецкого Окружного Отдела Народного образования среди школ Краснинского района, куда в 1926 году входило с. Горскино, в школе обучалось в 4-х группах от 154 до 172 учеников. Число учащихся уменьшалось в зимние месяцы, так как у многих детей не было теплой одежды.

 С предложением строительства здания новой школы выступили местные коммунисты Батурин Григорий Михайлович и Лялин Игнат Игнатович. Их инициатива была поддержана жителями села на общем сходе, где было принято решение организовать товарищество на паях для строительства клуба и семилетней школы. Зимой 1926 года жители села заготовили и вывезли лес для строительства и подготовили другие стройматериалы. В 1927 году закончено строительство клуба, а в 1928 году начали возводить здание школы.

К августу 1930 года строительство было закончено и школа начинает работать как семилетняя. Первым директором семилетней школы был Китаев Степан Васильевич, который позже был переведен руководить открывшейся Урской школой. В Горскинскую школу был назначен директором Богданов Николай Павлович, затем Захаров Аркадий Кузьмич. Одной из острейших проблем школы в 30-е годы было нехватка педагогических кадров.

В 30-40-х годах в Горскинской школе обучались дети из окрестных деревень: Васильевки, Понтряжки, Ермолаевки, Ключей, Покровки. Поэтому наполняемость учеников в классах была большая.

С началом Великой Отечественной войны учителя-мужчины были призваны в ряды Красной Армии: Пылков Василий Федосеевич, Браковский Иван Петрович, Синкин Степан Дмитриевич, Троицкий Борис Алексеевич. Из 150 односельчан погибших на фронтах Великой Отечественной войны много выпускников нашей школы. Только из выпуска 1941 года погибло пять человек: Климов Иван Васильевич, Киселев Федор Борисович, Романов Андрей Иванович, Чепурной Илья Петрович, Захаров Василий Петрович.

На территорию Западной Сибири было эвакуировано значительное количество населения из районов охваченных боевыми действиями. Много эвакуированных было и в Горскино.

В годы войны в школе работало много учителей эвакуированных из блокадного Ленинграда: Фролова Елена Степановна (учитель математики), Егоршина Антонина Михайловна (учитель русского языка, литературы и немецкого языка), Романова Александра Романовна (учитель русского языка и литературы) и др. В школе была прекрасная по тем временам библиотека, но в начале 1944 года ее закрыли так как не хватало классных комнат, хотя занятия проводились в две смены. Часть помещений школы использовалась для размещения солдат занимавшихся заготовкой березовых болванок для оружейных прикладов.

Война     это  время  тяжелейших  испытаний  для всего народа, для взрослых и детей, как на фронте, так и в тылу. Лозунг «Все для фронта! Все для победы!» выполнялся и в далекой деревне Горскино. Колхозники, а во время войны это в основном женщины и дети, взвалили всю тяжелую крестьянскую работу на свои плечи, полуголодные, отказывая себе во всем, обеспечивали фронт продовольствием.

Из воспоминаний Лапштаева Ивана Петровича: «... в 5-й класс я пришел в 1943 году, в классе было 72 ученика. Зимой в школе было очень холодно, чернила сделанные из сажи и свеклы замерзали, приходилось отогревать их своим дыханием. Учебников не хватало, один учебник распределялся на 10-15 человек, а к 1945 году один учебник на 3-4 человека. Тетрадей не было, писать приходилось на старых газетах, а иногда и на бересте. После занятий шли в лес на заготовку дров. Ученики валили лес, обрубали сучья, крыживали. Технички пилили дрова, топили печи, но от сырых сосновых дров тепла было мало. Экзамены сдавались по всем предметам, кроме пения и рисования, которые не изучались. С первого июня до первого октября ученики трудились в колхозах «Красный пахарь» и «Авангард». С 1 октября приходили на занятия, но половину октября после занятий работали на колхозных полях на уборке картофеля...»

 Значительный вклад в развитие школы в 40-70-е годы был внесен   плеядой педагогов, которые своим многолетним    добросовестным     трудом     воспитали несколько     поколений     наших     односельчан.     Это Перемежко Владимир Алексеевич, Перемежко Нина Ивановна, Белянин Петр Алексеевич, Пылков Василий Федосеевич,      Авдокушина      Екатерина      Миновна, Желонкина Мария Афанасьевна, Федосова Елизавета Павловна, Варенова Дарья Денисовна, Лапштаев Иван Петрович, Васильев Алексей Иванович.